Тренды 2022 в логистике и доставке
ТРЕНДЫ 2022 ГОДА В ЛОГИСТИКЕ И ДОСТАВКЕ
В начале 2020 года мир столкнулся с самой массовой пандемией за последние сто лет. Однако Индекс глобальной интеграции DHL за 2021 год показал, что «объемы торговли значительно превысили допандемийные показатели, что способствует глобальным процессам восстановления, несмотря на перегруженность цепочек поставок и напряженность торговых отношений между некоторыми странами».
Итак, что готова предложить логистическая индустрия в ответ на бурное развитие электронной коммерции и рост ожиданий покупателей, которые хотят получать заказы как можно быстрее и за меньшую стоимость? В этой статье мы рассматриваем тенденции, которые будут влиять на индустрию в 2022 году.
Гибкость цепочек поставок и 5PL-логистика
Развитие пандемии увеличило нагрузку на глобальные цепочки поставок до небывалых объемов, и восстановиться после сбоя им так и не удалось. В этом году дефицит грузовых контейнеров, рабочей силы и сырья, а также ужесточение контроля на границах между странами и рост темпов глобальной инфляции вызвали настоящий хаос в глобальной торговле – в крупнейших грузовых портах по всему миру возникли очереди, а доставка грузов осуществлялась с большими задержками.
К сожалению, в 2022 году эти проблемы не исчезнут.
В конце 2021 года министр торговли США Джина Раймондо заявила, что американским цепочкам поставок потребуется «не один месяц» чтобы восстановить стабильную работу в следующем году. По ее словам, «восстановление процессов будет непрерывным, но медленным, и я думаю, мы вернемся в прежний режим работы не раньше, чем во второй половине 2022 года» 1. Для различных рынков по всему миру делаются аналогичные прогнозы2.
Это означает, что потребность бизнеса в гибких цепочках поставок, которые могут адаптироваться к колебаниям рынков в режиме реального времени, еще никогда не была так велика, как сейчас. Адаптивность особенно актуальна для электронной коммерции, ведь клиентов интернет-магазинов не волнует, в каком положении оказались глобальные цепочки поставок. Они просто хотят получать свои заказы вовремя и вряд ли вновь воспользуются услугами тех компаний, которые их подвели.
Именно поэтому аутсорсинг логистических процессов у 5PL-партнеров, например, у DHL, может быть идеальным решением для предприятий электронной коммерции. Модель 5PL сформировалась как эффективное решение для удовлетворения спроса в условиях развития сложной структуры цепочек поставок. 5PL-партнер должен решать все задачи клиента, связанные с логистикой. Для этого сначала необходимо четко определить требования клиента, а затем уже планировать, выполнять задачи и управлять готовым решением. Благодаря опыту и масштабу бизнеса 5PL-партнеры могут привлекать других поставщиков и управлять их деятельностью по цепочке поставок. Кроме того, им доступны современные технологии, которые позволяют добиться оптимизации на каждой точке взаимодействия. Иными словами, 5PL-партнеры представляют собой комплексное решение, которое сможет удовлетворить все логистические потребности клиента и обеспечить своевременное выполнение всех операций. С учетом того, что в 2022 году цепочки поставок будут по-прежнему работать в условиях крайней нестабильности, роль 5PL-партнеров будет невероятно важной.
Эластичная логистика и искусственный интеллект
Спрос и предложение играют важную роль в электронной торговле, однако их соотношение может быть непредсказуемым. Новый потребительский тренд, из-за которого определенный товар будут быстро сметать с онлайн-полок, может погрузить бизнес в хаос. В этой ситуации эластичная логистика, которая позволяет наращивать и сокращать мощности в цепочке поставок в соответствии с текущей ситуацией, будет крайне актуальна.
Эластичная логистика появилась благодаря искусственному интеллекту (ИИ) и аналитике, которые помогают предсказывать предстоящие всплески потребительского спроса и затем определять, в каком месте цепочки поставок следует нарастить или сократить мощности чтобы удовлетворить этот рост. На складах технологии ИИ автоматизируют ключевые процессы приема, упаковки и учета товара – это способствует сокращению сроков оформления и доставки грузов, а также позволяет убирать с онлайн-витрины товары, запас которых уже недостаточен для удовлетворения клиентского спроса.
Таким образом эластичная логистика позволяет компаниям принимать решения на основе имеющегося у них складского запаса. В свою очередь, такой подход снижает расходы и потери на всех этапах цепочки поставок. С учетом высокой конкуренции в сегменте онлайн-торговли эта логистическая модель с большой долей вероятности будет становиться все более популярной в будущем.
Беспилотные автомобили
Дефицит кадров среди водителей бьет рекорды по всему миру, и ожидается, что в следующем году ситуация только ухудшится. По оценкам Американской ассоциации компаний грузового автотранспорта, в 2022 году в США будет не хватать около 90 000 водителей3. В Европе ситуация еще более серьезная. Так, Институт исследований транспорта сообщает, что сейчас на континенте наблюдается нехватка около 400 000 водителей4.
На этом фоне складываются идеальные условия для развития индустрии беспилотных автомобилей. В первой половине 2021 года инвестиции в компании по производству автономных грузовых транспортных средств составили 5,6 млрд долларов США5, поэтому мы ждем активного развития этого сегмента в следующем году.
Онлайн-торговля по-прежнему в тренде
Бум онлайн-торговли последних лет вряд ли сбавит обороты в 2022 году. Более того, по прогнозам, мировые объемы розничной онлайн-торговли достигнут рекордных 5,4 трлн долларов США6.
В сфере онлайн-торговли будут актуальны следующие тенденции:
- Социальная коммерция: многие социальные сети внедрили функции, которые позволяют оптимизировать взаимодействие интернет-магазинов с клиентами. Онлайн-трансляции станут еще более популярными. Так, недавно YouTube начал тестировать видеоролики со встроенной возможностью для шопинга, примкнув к Facebook, TikTok и другим платформам, которые позволяют авторам видеоконтента взаимодействовать с аудиторией и продавать товары в режиме реального времени.
- Персонализация: с учетом того, что 80% потребителей с наибольшей долей вероятности купят что-то в магазине, который предлагает персонализацию контента и промоакций7, этот тренд должен стать главным в бизнес-стратегии любого интернет-магазина. Компании могут проанализировать клиентские данные на нескольких этапах взаимодействия с покупателями для создания подробных профилей с характеристиками потребителей. С помощью этих профилей можно направлять клиентам персонализированные маркетинговые коммуникации и рекомендации товаров на основе предыдущих поисковых запросов.
- Дополненная и виртуальная реальность (AR & VR): клиенты интернет-магазинов хотят максимально точно представлять, что именно они покупают, и в этом отношении технологии дополненной и виртуальной реальности могут быть очень ценным инструментом. Как показывают опросы, 71% покупателей склонны чаще совершать покупки в тех магазинах, которые используют VR-технологии8. Для снижения высокого уровня возвратов многие бренды в индустрии моды инвестируют в эти технологии, чтобы клиенты могли виртуально «примерить» вещи перед покупкой.
Робототехника и автоматизация
В складской логистике будут активно использоваться автономные и автоматизированные роботы, которые позволяют экономить временные и финансовые ресурсы. Так, к 2025 году глобальный рынок складской робототехники увеличится почти вдвое – его объемы достигнут 27,2 млрд долларов США9.
В сфере электронной коммерции, где скорость является одним из приоритетов, системы автоматизированного хранения и поиска могут использоваться на складах для быстрого поиска и перемещения грузов, что поможет компаниям соблюдать сроки доставки грузов клиентам.
Ранее DHL сообщала о планах по приобретению 2 000 новых складских роботов для удовлетворения растущего потребительского спроса в сфере онлайн-торговли в 2022 году. Логистический провайдер объединил усилия с компанией Locus Robotics для внедрения автономных роботов-сортировщиков с функцией машинного зрения, чтобы оперативно сортировать грузы и помещать их на конвейер. «Для нас очень важно постоянно оптимизировать цепочки поставок, - заявил Маркус Восс, директор по информационным технологиям и исполнительный директор DHL Supply Chain10. – Потенциал применения роботов-сортировщиков на складах DHL гораздо выше, и мы уверены, что достигнем целей, которые мы перед собой поставили».
Автоматизация также играет важную роль для доставки на «последней миле». После многих лет исследований и разработок многие индустрии осознают экономическую выгоду доставки роботами-курьерами. Например, сейчас Amazon тестирует полностью электрическую систему доставки Amazon Scout размером с небольшой кулер. Сегодня с помощью Amazon Scout маркетплейс доставляет посылки клиентам в ряде регионов США.
«В 2022 году роботов-курьеров ждет настоящий прорыв, - отметил профессор Робин Р. Мерфи из Техасского университета A&M11. – Согласно результатам проведенного нами исследования, в течение первого года пандемии в городах использовались дроны в помощь медикам для доставки образцов и реагентов из больниц в лаборатории, и они справлялись быстрее, чем автотранспорт. Качество их работы и безопасность использования должны убедить скептиков, что эти технологии могут применяться не только в сельской местности, но и в городах».
Устойчивое развитие
Интерес к устойчивому развитию был одним из основных трендов в наших прогнозах на 2021 год. В этом году проблемы экологии будут не менее актуальными. Потребители ожидают от компаний более ответственного отношения к окружающей среде – от перерабатываемой упаковки до разумного подхода к выбросу загрязняющих веществ при производстве – и компании все больше осознают экономическую выгоду от сокращения объемов отходов по всей цепочке поставок.
Транспорт – один из главных источников выброса углерода в цепочке поставок электронной коммерции. Так, согласно данным Boston Consulting Group, на связанную с транспортными перевозками деятельность приходится 17% глобальных выбросов парниковых газов12. В свете новых тенденций растет популярность экологичного транспорта. По оценкам инвестиционного банка UBS, к 2025 году 20% новых автомобилей по всему миру будут работать на электрических двигателях13. К 2030 году эта цифра увеличится до 40%, а к 2040 – почти до 100%. Такие прогнозы наглядно показывают темп развития «зеленой» логистики.
К 2030 году DHL планирует электрифицировать 60% доставок «на последней миле» и ввести в эксплуатацию 80 000 электромобилей в рамках глобальной цели компании снизить выбросы углерода до нулевого уровня к 2050 году. Более того, в августе 2021 года компания вошла в историю авиации после сделки с Eviation на приобретение двенадцати полностью электрических грузовых самолетов Alice eCargo14.
Ссылки на источники:
1 – Джина Раймондо, Bloomberg, ноябрь 2021
2 - ING, ноябрь 2021
3, 4, 5 - GoRamp, ноябрь 2021
6 - Statista, опубликовано в июле 2021 г.
7 - IMRG, дата обращения – декабрь 2021
8 - Entrepreneur, сентябрь 2021
9 - PRNewswire, июнь 2020